Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+10°
Boom metrics
Общество22 декабря 2014 12:29

Про краник, дырочку и головастиков

Кто и какими словами должен рассказывать детям про «это»? [инфографика]
Кто и какими словами должен рассказывать детям про «это»?

Кто и какими словами должен рассказывать детям про «это»?

Фото: GLOBAL LOOK PRESS

На золотом крыльце сидели...

Нет, конечно, сидели мы не за золотом крыльце, а у подворотни на пыльной улице. И обсуждали насущный вопрос «Откуда берутся дети?» Мы как раз только что перешли в четвертый класс. Солнце пригревало, листочки акаций романтично шелестели...

- Мама ноги раздвигает и все! - авторитетно заявил Саша - самый опытный из нас потому как был первым ребенком в многодетной семье и в школу уже поступала его младшая сестра.

- Не так! Я знаю! Врач разрезает женщине живот и достает младенца! - парировал Сережа, сын известного в городе хирурга.

- А по-другому никак? - ужаснулась перспективе Наташка.

- Давайте у кого-нибудь спросим? - внес рацпредложение я. На лицах моих интеллигентных одноклассников отразился ужас:

- У кого? У родителей?!

Сама перспектива задать «пошлый» вопрос нашим утонченным папам и мамам пугала. Я был самым смелым и вызвался провести эксперимент. Мы пошли ко мне домой. Команда поддержки осталась ждать на улице и даже для надежности перешла на противоположную сторону тротуара.

Я рванулся на кухню и быстро, пока еще оставался запал, произнес:

- Мам, а что такое гондон?

Мама занервничала и, чтобы выиграть время, переспросила:

- Как-как?

И при этом густо покраснела.

К друзьям я вышел посрамленным: нужную информацию мы не получили...

Но это было тогда, в далекие доцифровые времена, когда и секса-то в Советском Союзе не было (уверен, что знаменитая грудастая дама, заявившая об этом во время телемоста и вправду была уверена, что секс - что-то низменное и гадкое, а потому его не может быть в СССР).

… Теперь мы стесняемся со своими детьми говорить про «это»...

Далеко не в каждой семье есть традиции откровенных разговоров о самом сокровенном. Это не значит, что между родителями и детьми нет доверия. Но когда дело касается интимной сферы... А кто должен вести секспросвет? Хотя, вернее, по-моему термин: «половое воспитание» и задача его как раз в противоположном - объяснить, что сексуальная жизнь - дело ответственное и далеко не сразу как вырастут волосы на лобке стоит в нее окунаться.

Фото: Анна ЛАТУХОВА

После притворно целомудренной советской морали в 90-х годах в России попробовали ввести половое воспитание в расписание школ. Не везде. Только в качестве эксперимента. И раздельно - для мальчиков и девочек. Но такую инициативу быстро придушили сторонники «семейных ценностей».

Недавно по Сети снова гуляла гневная запись родителя, якобы узнавшего, что его ребенка во втором классе «секспросвещают». Да еще и фотки из учебника, где мама с папой целуются в постели были приложены. Этот как раз отголоски той короткой и победоносной войны с «просветителями».

В общем, ни секспросвета, ни полового воспитания в отечественных школах сейчас нет и не предвидится. Но проблема-то остается: как и кому рассказывать детям о сокровенном? Сейчас это еще сложнее, чем в советские времена - потому что есть Интернет и детишки наши, виртуозно умеющие обходить всякие «родительские контроли», прекрасно могут получить извращенную и грязную информацию из нынешнего источника всех знаний.

Что делать? Я, например, категорически против массового просвещения в школе. У каждого ребенка половое взросление проходит по-разному. И разные дети по-разному могут воспринять неожиданные сведения. Кто-то раньше созревает, кто-то позже. Классами, пусть даже разделенными на мальчиков и девочек, сексуальное образование (так этот предмет называют в Европе) наверное проходить не стоит.

Но как тогда быть?

Научиться родителям вести откровенные разговоры с детьми на все темы.

А как?

На прошлой неделе я провел на себе незатейливый эксперимент - прошерстил четыре книжных магазина известных сетей в поисках книжек, которые помогли бы мне достойно и аккуратно подготовиться к разговору с ребенком про это самое. Практически такой литературы нет! Аккуратные продавщицы в белых блузках опускали взгляд:

- Раньше было. Сейчас пусто!

Маятник качнулся в другую сторону. Раньше полки ломились от просветительский брошюр порой весьма сомнительного качества. Теперь - шаром покати.

В одном магазине с пыльной нижней полки мне достали переводную книжку Катерины Яноух и Мерви Линдмана «Как я появился на свет». На книжке, которая, судя по картинкам, предполагалась как детская литература, предусмотрительно стоял значок «18+».

Честно говоря, я не сторонник утрирования. А в книжке сам процесс зачатия описывается в терминах «... когда папа вставляет краник в мамину дырочку, из краника выплывают головастики и попадают в мамин животик...» Можно представить, что привидится при этом впечатлительному ребенку. Но других детских книг нет вовсе. Удивительно еще как издательство АСТ эту книжку решилось выпустить.

И только в последнем магазине мне принесли «Откровенный разговор про «это» написанную известным российским сексологом Евгением Кащенко. Книга эта не столько для детей, сколько для родителей. Или для совместного изучения. Но тираж у нее небольшой, стоит она недешево.

На мой взгляд, выход может быть такой - проводить что-то вроде консультаций для детишек, пришедших в пору, когда возникают те самые вопросы. А вести их могут сексологи, детские психологи и педагоги. Вот на них аккуратно и дозированно можно приоткрывать ребятам завесу о самом главном таинстве жизни - рождении человека. Причем, консультации эти не нужно проводить в школе. И только по согласию родителей.

А вы как думаете?

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Евгений Кащенко: Уроки полового воспитания в школе? Боже упаси!

Ученый секретарь Российского научного сексологического общества - о том, нужно ли с детьми говорить про "это" и как случилось, что в великой русской литературе нет описаний сексуальных сцен

В области сексуального просвещения школьников в России сложилась парадоксальная ситуация. С одной стороны Госдума ратифицировала европейские Конвенции о защите детей от сексуальных преступлений, которые предусматривают введение полового просвещения в школах. С другой стороны Уполномоченный по правам ребенка Павел Астахов заявил, что уроков полового воспитания в России никогда не будет, поскольку это «противоречит нормам морали и нравственности, а также традициям России». (подробности)