Премия Рунета-2020
Мурманск
-7°
Boom metrics
Общество2 декабря 2014 8:20

Мурманский календарь: На С-80 случайно наткнулись через 7,5 лет после ее гибели

В этот день 63 года назад – 2 декабря 1951 года - в состав советского военно-морского флота вошла подводная лодка С-80
Иван ГАНИН
Члены правительственной комиссии осматривают поднятую С-80. Фото с сайта http://coollib.com/i/51/266251/i_014.jpg

Члены правительственной комиссии осматривают поднятую С-80. Фото с сайта http://coollib.com/i/51/266251/i_014.jpg

Она стала первой субмариной проекта 613, с которого началось строительство подлодок второго поколения. По многим техническим показателям это была лучшая лодка среднего водоизмещения своего времени: самая глубоководная (до 200 метров), могла находиться под водой до 10 дней, обладала небывалой дальностью хода — почти 9 тысяч километров. Впервые в мире корпуса 613-х стали покрывать резиной, за счет чего они оказались самыми бесшумными. С этих лодок были совершены первые в мире пуски ракет. До 70-х годов они составляли ядро советских подводных сил.

Строили С-80 в Нижнем Новгороде, в ту пору именовавшемся Горьким, на заводе «Красное Сормово». Сдаточные испытания она проходила на Каспии, а летом 1953 года была переведена из Баку в Северодвинск. 9 ноября 1953-го ее включили в состав 162-й бригады подводных лодок 33-й дивизии подводных лодок Северного флота с базированием в Полярном. На Баренцевом море она прослужила до середины 1957 года. С 1 июля 1957-го по апрель 1959-го в Горьком ее модернизировали под проект 644. Установили два внешних контейнера для крылатых ракет П-5, новый астронавигационный комплекс «Лира-11», добавили балластный киль и выполнили другие необходимые работы. Затем лодку перевели в Северодвинск. 15 января 1960 года она выполнила программу заводских и государственных испытаний в акватории Белого моря, после чего совершила переход к постоянному месту базирования в губу Сайда. С-80 включили в состав 212-й бригады подводных лодок 8-й дивизии подводных лодок Северного флота. Правда, прослужить ей довелось недолго.

25 января 1961 года субмарина вышла в море для отработки задач по совершенствованию одиночного плавания. В 00.30 27 января с нее было отправлено последнее сообщение – доклад о метеорологической обстановке. Больше лодка на связь не выходила. 3 февраля рыбаки с траулера РТ-38 обнаружили в трале аварийный буй подлодки. Были организованы поиски, продолжавшиеся до 16 февраля, однако тогда С-80 так и не обнаружили. На нее случайно наткнулись 7 с половиной лет спустя - в штаб Северного флота поступила информация о том, что мурманские рыбаки в точке с координатами 70°01′23″ северной широты и 36°35′22″ восточной долготы теряют свои сети, цепляясь за крупный предмет на дне. 23 июня 1968 года спасательное судно «Алтай» обнаружило на глубине 196 метров корпус подводной лодки, лежащей на твердом грунте без дифферента, накренившись на правый борт. Это была С-80.

Для подъема лодки была организована экспедиция особого назначения ЭОН-10 под командованием капитана 1-го ранга Сергея Минченко. Это была первая в мире операция по подъему подлодки с такой глубины. 24 июля 1969 года субмарину подняли на поверхность и отбуксировали в бухту Наша в районе Териберки. Там ее установили на понтоны и в августе 1969-го обследовали правительственной комиссией во главе с вице-адмиралом Г. И. Щедриным, которая и установила причины аварии.

- Тела подводников лежали лицом вниз, - вспоминал вице-адмирал в отставке Ростислав Филонович, бывший в 1969-м капитаном-инженером 1 ранга. - Все они были замаслены в соляре, который выдавило внутрь корпуса из топливных цистерн. В первом, втором, третьем и седьмом отсеках были воздушные подушки. Большинство тел извлекли именно из носовых отсеков. Вообще, все тела поражали своей полной сохранностью. Многих узнавали в лицо - и это спустя восемь лет после гибели! Медики говорили о бальзамирующих свойствах морской воды на двухсотметровой глубине Баренцева моря... Вода прорвала сферические переборки из стали толщиной в палец, словно бумагу. Лохмы металла завивались в сторону носа - гидроудар шел из пятого, дизельного, отсека. Вода срывала на своем пути механизмы с фундаментов, сметала рубки, выгородки, калечила людей. Почти у всех, кого извлекли из четвертого и третьего отсеков, были размозжены головы.

Выяснилось, что накануне гибели подлодка занимала подводное положение на перископной глубине с открытым шноркелем - трубой для подачи воздуха к дизелям с перископной глубины. Затем С-80 ушла ниже перископной глубины, что должно было вызвать автоматическое закрытие клапана шноркеля для предотвращения попадания в него забортной воды. Однако этого не произошло из-за обледенения поплавкового клапана шноркеля: система обогрева клапана горячей водой от дизельной силовой установки была отключена. Дизельные двигатели были остановлены после обнаружения поступления воды в пятый отсек. Матрос-моторист пятого отсека обнаружил попадание воды, но не смог оперативно перекрыть вентиль вентиляционной системы двигателя. Вскоре отсек был затоплен, лодка потеряла управление и начала крениться. После того как лодка накренилась на 45 градусов, ее ход замедлился до полной остановки, а затем она начала двигаться назад и погружаться до касания о грунт.

Второй, третий и четвертый отсеки были разрушены. Однако в остальных отсеках уцелели 24 человека. На всплытие у лодки не хватило запасов сжатого воздуха, люди начали умирать от медленного удушья. Некоторые не выдерживали и выбирали быструю смерть, другие держались до последнего. В боевой рубке на задраенной крышке нижнего люка нес командирскую вахту старпом капитан 3-го ранга В. Осипович; командир ракетной боевой части (БЧ-2) капитан-лейтенант В. Черничко стоял на перископе как вахтенный офицер. Все 68 членов экипажа погибли.

Впрочем, выяснить удалось не все. Так, согласно выводам командира ЭОН-10 Сергея Минченко, «положение вертикального руля С-80 — 20 градусов на левый борт — говорит о том, что подводная лодка вынуждена была резко отвернуть, чтобы избежать столкновения. Никаких скал и рифов в районе плавания не было. Скорее всего, лодка пыталась разойтись с неизвестным судном». Специалисты не исключают проникновения в полигон Северного флота корабля-разведчика НАТО.

Из гибели лодки были сделаны соответствующие выводы. В дальнейшем на действующих субмаринах появились устройства, обеспечи­вающие об­наружение поступления воды внутрь прочного корпуса. Кроме того, обстоятельства катастрофы С-80 в подробностях довели до всего офицерского состава, связанного с эксплуата­цией подводных лодок. Рекомендации, основанные на результатах расследования гибели субмарины, вошли в «Наставление по борьбе за живучесть подводной лодки», изданное в 1971 году. Моряков с С-80 похоронили в братской могиле в поселке Оленья Губа. 25 января 1973 года на могиле установили памятник с надписью: «Вечная память подводникам экипажа ПЛ С-80, погибшего при исполнении служебных обязанностей».