Премия Рунета-2020
Мурманск
0°
Boom metrics
Общество25 октября 2014 22:00

Занятый советскими войсками аэродром Хебугтен имел подземные пульты управления

В этот день 70 лет назад – 26 октября 1944 года – в ходе Петсамо-Киркенесской операции части Карельского фронта продолжали освобождать территорию Северной Норвегии.
Иван ГАНИН
Норвежцы, пережидавшие бои в отдаленных уголках Сер-Варангера, после изгнания немцев советской армией возвращаются по домам. Фото с сайта http://ok.ya1.ru

Норвежцы, пережидавшие бои в отдаленных уголках Сер-Варангера, после изгнания немцев советской армией возвращаются по домам. Фото с сайта http://ok.ya1.ru

Подразделения 131-го и 99-го корпусов вели преследование противника. В течение всего дня не смолкала перестрелка на побережье Бек и Ланг-фьордов, в районе аэродрома Хебугтен. «Это был вполне оснащенный по тому времени аэродром, - вспоминал командир 10-й гвардейской дивизии генерал-майор Харитон Худалов, - с подземными пультами управления, пригодный для базирования бомбардировщиков». Отступавший арьергард немцев здесь активно поддерживала артиллерия с островов и западного побережья еще не занятых нашими частями фьордов. Лишь к вечеру под ударами 24-го и 35-го полков 10-й гвардейской стрелковой дивизии немцы оставили аэродром.

В это же время 28-й гвардейский стрелковый полк 10-й гвардейской вышел в район Мункельва и захватил ведущую вглубь Норвегии дорогу. И хотя он сделал это с опозданием, по трассе еще продолжали двигаться небольшие подразделения врага. После короткого боя они рассеялись по тундре и вынуждены были отойти на побережье, где их подбирали немецкие суда, или под покровом ночи продвигались на запад, обходя советские заставы. К вечеру того же дня 28-й полк и 3-я морская бригада овладели Мункельвеном.

Наступление сухопутных частей продолжал поддерживать Северный флот. Накануне командующий флотом Арсений Головко в «устном приказе» поручил контр-адмиралу В.А. Фокину вывести ночью эскадру эсминцев для разведки участка от Тана-фьорда до Варде и на обратном пути произвести обстрел этого порта. В течение ночи лидер «Баку», эсминцы «Разумный», «Гремящий» и «Разъяренный», прошли намеченным маршрутом, и, не обнаружив целей, в 6.20. подошли к Варде. В городе горели огни, что давало возможность контролировать пеленги на цель. В 6.39. корабли открыли огонь. Обстрел длился 39 минут. За это время было выпущено 597 осколочно-фугасных снарядов. С кораблей наблюдали четыре больших пожара, сопровождавшихся взрывами. В результате ответного огня двух немецких батарей лишь эсминец «Разумный» получил вмятины и пробоины в надстройке.

Современные историки по-разному оценивают действия Северного флота в те дни. Порой – неоднозначно. «Пожалуй, это была самая решительная акция флота по пресечению эвакуации германских войск из Финнмарка, - отмечает архангельский историк, профессор Михаил Супрун, - хотя и она была обставлена множеством предосторожностей, не говоря о том, что просто-напросто запоздала. Приказ о выводе эскадры отдавался устно, что предполагало различное его толкование, особенно в случае неудачи. По-прежнему в базе оставался линкор «Архангельск», одно появление которого в Варангер-фьорде сорвало бы эвакуацию немцев, а, возможно, решило бы исход операции в кратчайшие сроки. Конечно, имелась определенная степень риска. Но если вспомнить, что безопасность выходов этого корабля обеспечивалась эскадрами эсминцев, подводных лодок и, как минимум, 30-ю самолетами, а основные береговые батареи Варангер-фьорда были в руках десантников, то риск практически сводился к нулю. Вероятно, перед А.Г. Головко еще стоял пример расправы Сталина с командованием Черноморским флотом после потопления советских эсминцев в 1942 году. Видимо, не желая рисковать, основную ставку в операциях по срыву германской эвакуации из Заполярья командование продолжало делать на авиацию и торпедные катера».

Если эсминцы не смогли даже с помощью самых современных локаторов обнаружить конвои, то вскоре это сделали самолеты 118-го разведывательного авиаполка. Уточнив, где находится враг, авиация Северного флота в течение суток совершила пять крупных налетов на конвои в районе Тана, Сюльте и Бос-фьордов. В результате были потоплены одна десантная баржа и три мотобота, повреждены до семи кораблей противника. При этом советская авиация потеряла три самолета. На поиск конвоев в Варангер-фьорде выходили и торпедные катера. Не обнаружив неприятельских кораблей, один из них вошел в гавань Вадсе и выпустил торпеду по стоявшим у причала мотоботам. Десанты флота, очистив восточное побережье Бек-фьорда и заняв поселок Ропэльвен, продолжили в этот день движение в сторону Киркенеса.

Следите за историческими хрониками Петсамо-Киркенесской операции в октябре вместе с «Комсомольской правдой» по хэштегу #70петсамо.