Премия Рунета-2020
Иркутск
+2°
Boom metrics
Экономика2 сентября 2014 11:26

В деревнях под Иркутском раздали коров в аренду по примеру кота Матроскина

Теперь в селах, все как в Простоквашино: коровы под расписку, а все, что они дают – уже свое
В деревнях под Иркутском раздали коров в аренду по примеру кота Матроскина.

В деревнях под Иркутском раздали коров в аренду по примеру кота Матроскина.

Эра коммунизма в деревнях неподалеку от Иркутска, конечно, не настала. Раздавая элитных коров, действовал местный сельхозкооператив совсем по - капиталистически и на выгодных для себя условиях. Но и для крестьян тоже. Одно сказать: надои взлетели в три раза. И все понятно. А в условиях санкций, когда в России решено переходить на самообеспечение основными продуктами питания (давно пора!), этот опыт пора назвать передовым и распространить на всю Россию-матушку. А сама идея простая, ровно как в мультике про Простоквашино.

-Помните, как у Матроскина? «По документам корова рыжая одна, значит, и сдавать ее мы будем одну, чтобы не нарушать отчетности. Да и вообще, я со своей Муркой никогда не расстанусь!», - улыбается глава сельхозкооператива Михаил Бабаскин, вспоминая культовый советский мультфильм. – Вот по этому принципу и у нас все. А если серьезно, то, пошли мы на этот шаг вынужденно. После того как, организовав кооператив и закупку молока у населения и фермеров, столкнулись с тем, что коровы на подворьях давали так мало молока, что крестьяне массово пускали их под нож –все равно дешевле, чем кормить.

Городскому человеку это, может, и сложно понять, но две трехлитровые банки молока от буренки в сутки ( а это обычный надой в деревнях !)– мало. То есть если для того, чтобы только своих детей им поить – еще куда ни шло. А на продажу невыгодно. На самом деле каждая Зорька в хозяйстве должна давать по 25-30 литров. Только тогда труды на сенокосе, заготовка кормов на зиму, оплата пастуху оправдаются.

-Мы оказались в тупике, - рассказывает Михаил Бабаскин. – Судите сами – сельхозкооперативу нужно молоко, много молока хорошего качества, чтобы сдавать на молокозаводы. А его нет.

Кинулись к специалистам. Те сразу объяснили – выход есть. Надо менять стадо, заменять коров продуктивными. Но тут же предупредили – сельчане на это не пойдут, дорого. Тут одна-то обычная буренка в хозяйство 50 тысяч стоит, заставляет расходы на семью урезать. А элитная – та уже тянет на все 120-140 тысяч. Так что… Это по всей России проблема, и еще нигде, кроме как в крупных хозяйствах, ее толком не решили.

-Тогда мы и решили поступить по методу «кота Матроскина», сами купили элитных коров в одном из хозяйств Красноярского края – красно-пестрой породы, к сибирскому климату привычных, - хвалятся в хозяйстве опытом. –И раздали их тем крестьянам, с которыми давно сотрудничаем на содержание.

Получился, говоря простым языком, прокат. А экономическим – так самый настоящий лизинг. Правда, обычно напрокат под выкуп получают комбайны или Камазы, а не коров. Однако здесь рискнули и дело вполне себе выгорело.

- Мы посылаем машину по селам за молоком, покупаем его по 16 рублей за литр, - объясняют в хозяйстве. – Нам выгода – товар есть. Коровы у «наших» частников уже дали потомство, бычков мы отдали тем же крестьянам по договоренности, недорого. Это уже их собственность. За три года каждое подворье потихоньку выплатит стоимость своей буренки. Выгода крестьян тоже очевидна: во-первых, элитную скотину они покупают в рассрочку, без всяких процентов, а сами никогда бы не купили. Во-вторых, все, что корова дает, как в том Простоквашино, принадлежит им. В-третьих, ветобслуживание мы берем на себя. И, наконец, содержание одной Зорьки-рекордистки с надоями до 30 литров в сутки и с родословной как у английского герцога, обходится в ту же цену, что и отечественной Майки, дающей 7-8 литров. Разницу чувствуете?

Узнав о новшестве с раздачей коров, к Михаилу Бабаскину потянулись обиженные «ходоки». Коров купили 66 и раздали самым лучшим сдатчикам молока, предварительно проверив их подворья. А желающих получить элитную скотинку оказалось больше. Ну что же, есть стимул стать лучше. А эксперимент сельхозкооператив будет продолжать.