Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+13°
Boom metrics
Дом. Семья30 июля 2014 22:00

Занимательные биографии

Пробежимся по новинкам в этом жанре - отличному чтиву для тех, кто интересуется «жизнью замечательных людей»

Людмила Богданова «Владимир Басов. В режиссуре, в жизни и любви»

«Центрполиграф», 2014

Такая личность, как Басов, всегда побуждает литераторов сесть и написать захватывающий романище. Но при этом почему-то интересных книжек о нем написано раз, два и обчелся. А эта - интересная. Хотя бы потому, что Басов представлен здесь, так сказать, в 3D (это ясно даже из названия). Он сыграл роли в огромном количестве фильмов и сам снял знаменитый «Щит и меч», любимый фильм нашего президента. Любил самых красивых женщин, трижды собирал сердце по кусочкам и никогда не был счастлив. Был для детей «кормящей матерью», 28 июля исполнился бы 91 год, если бы не пил и если бы не инсульт. Все это и многое другое, нам неизвестное, странное и любопытное, нежно сложено в цельную мозаику. Здесь даже есть глава «Автопортрет», написанная за героя и от его лица авторессой. На каждую из знаменитых жен Басова отведено по главе с полным веером взаимных античных страстей - все как было. Единственный минус книги - мало иллюстраций.

Купить в магазине электронных книг «Литрес»

Павел Басинский «Скрипач не нужен»

«АСТ», Редакция Елены Шубиной, 2014

Название книги, конечно, подкалывает, отсылая нас к философскому и печальному фильму «Кин-дза-дза!»: «А Скрипач не нужен, родной. Он только лишнее топливо жрет...» Да и сама книга прошита размышлением о «судьбах русской литературы». Вот только наукообразного занудства здесь нет ни грамма. Это - великолепная серия литературных портретов, и по форме они - занимательные, яркие и живые эссе о российских писателях, на коих автор собаку съел. Басинский - автор интереснейших биографий-бестселлеров (вспомните хотя бы «Бегство из рая» о Толстом).

В этой книге есть глава о Пелевине, вечном оппоненте Басинского. Было дело, писатели проезжались друг по другу асфальтовым катком в своих произведениях (назвать кактусом или утопить в дачном сортире - легко!). Узнаете, почему, с точки зрения Басинского, романы Пелевина можно не дочитывать до конца. Еще есть там Прилепин и Гришковец (писать о них - тоже играть с огнем). Из уже ушедших и для обид недосягаемых в одну главу объединены Горький и Камю. Автор разбирается, что общего между «Мифом о Сизифе» и поэмой «Человек». Конечно, есть посвящение Льву Толстому - эссе о том, почему он так и не встретился с Достоевским. Из других «что и почему»: что успел рассказать нам поэт Борис Рыжий, певец смутных девяностых, погибший, как и Лермонтов, в двадцать шесть лет; в чем секрет успеха Бориса Акунина; почему бабочка из рассказа Шаламова задает вопросы куда как страшнее, чем знаменитая бабочка Брэдбери.

Купить в магазине электронных книг «Литрес»

Дмитрий Медведев «Черчилль 1911 - 1914»

«Рипол-классик», 2014

Книга приурочена к 100-летию Первой мировой войны и появится в магазинах в первой половине августа. Сэр Уинстон Черчилль, сын лорда Спенсера и внук герцога Мальборо, самый знаменитый премьер-министр Великобритании, журналист и нобелевский лауреат (по литературе!), был ключевой личностью в истории ХХ века. К Первой мировой войне совсем еще молодой Черчилль подошел в чине первого лорда адмиралтейства, куда он был «низведен» с поста министра внутренних дел, на котором он, впрочем, уже успел погрузиться во внешнюю политику - его беспокоили ухудшающиеся отношения с Германией. Формальное понижение по службе было очень удачным для Черчилля, потому что командование флотом, а также ум и гибкость мышления сделали его ферзем на военной шахматной доске. Хотя именно он больше многих ратовал за интервенцию в большевистскую Россию, все же читая эту книгу и разбираясь в причинах и следствиях черчиллевских стратегических решений, можно лучше понять весь самовоспроизводящийся механизм войны в принципе.

Что еще важно? То, что это не сухой документ эпохи, это беллетризованное исследование-биография, исторический экскурс. С массой любопытных деталей и анализом ситуации начала прошлого века.

Перевод Ирины Константиновой «Я, Лучано Паваротти, или Восхождение к славе»

«Алгоритм», 2014

Книга из серии «Мемуары великих» - это реальные воспоминания величайшего оперного певца современности, надиктованные им лично. Книжку с итальянского перевела Ирина Георгиевна Константинова, крупнейший советский и российский мастер в этом деле, за плечами которой какое-то немыслимое количество переводов, начиная с Джанни Родари и Пиранделло.

То есть вы понимаете, что человек с таким опытом вполне мог передать всю музыкальность и экспрессию итальянского маэстро певческого искусства.

Сам Паваротти, лучезарный человек с исключительным бельканто, чья слава получила признание миллионов, в том числе и далеко не всегда страстных поклонников оперы, стал легендой еще при жизни. Судьба Лучано Паваротти складывалась, казалось бы, очень счастливо. Он выступал на крупнейших сценах мира с триумфальным успехом, получал космические гонорары, пел то, что хотел, и публика восторженно таяла, как только он начинал петь.

Но только наивный простак может вообразить, что его путь на олимп был прост, а удача всегда улыбалась. Затяжные депрессии, подавленное состояние, разочарования и сомнения - все это было, как и предательства и потери близких. Обо всем этом, о времени и о себе знаменитый артист и рассказывает в книге, впервые вышедшей на русском языке.

Паола Волкова «Портреты»

«Зебра Е. Хорошая книга», 2014

Это книга воспоминаний. Ее герои - художники, актеры и режиссеры разных эпох, но неизменно мирового масштаба. А ее автор - великая женщина, искусствовед, историк культуры. Так что разговор идет Quid pro quo (говорим на равных. - Ред.). Это несомненная ценность книги, выпущенной уже после кончины автора. К сожалению, Паолы Дмитриевны не стало полтора года назад, но вы могли смотреть ее 12-серийный документальный фильм «Мост над бездной» (2011 - 2012) об истории мировой живописи. Если не смотрели - он продается на дисках. В высочайшей степени образованный человек, Паола Волкова всегда дает полную и неразрывную, недискретную картину мира, культуры и искусства. Книга достойна как в эстетическом смысле, так и в образовательном.