Премия Рунета-2020
Мурманск
-6°
Boom metrics
Общество23 апреля 2014 8:25

Мурманский календарь 23 апреля. Кузнецов был талантливым организатором и великолепным пилотом

В этот день 110 лет назад – 23 (10 по старому стилю) апреля 1904 года – родился Александр Алексеевич Кузнецов – начальник Главного управления Северного морского пути при Совете Министров СССР, генерал-лейтенант авиации.
Иван ГАНИН
Александр Алексеевич Кузнецов.

Александр Алексеевич Кузнецов.

До того, как попасть на Север Кузнецов успел послужить и на Черном море, и на Балтике, поучаствовал в боях в республиканской Испании. В ноябре 1939 года он стал командующим военно-воздушными силами Северного флота. В этом качестве Александр Алексеевич принял участие в советско-финляндской войне и встретил начало Великой Отечественной. Под его командованием летчики Северного флота обороняли Советское Заполярье, вели борьбу на коммуникациях врага, помогали морякам-североморцам защищать внутренние и внешние морские сообщения, имевшие тогда огромное значение. Только в 1943 году авиаторы Северного флота потопили 61 транспорт и 12 боевых кораблей противника. Кузнецов, показывая личный пример мужества, совершил 70 успешных боевых вылетов.

«Скромен, энергичен, настойчив, вынослив, старателен, способен выполнить любое разведывательное задание, требователен к себе и к подчиненным, на земле и в воздухе, в полете точен, может летать в трудных метеоусловиях, в воздухе дисциплинирован, летное дело любит, всесторонне развит, в работе методичен, аккуратен, точен, в сложных условиях ориентируется быстро», - так характеризовало его начальство. «Хороший моряк, талантливый организатор и великолепный пилот, он пользовался авторитетом у подчиненных, умел заражать их своим энтузиазмом и вдохновить на подвиг» - такую оценку Кузнецову дал хорошо его знавший адмирал Василий Платонов, в свое время командовавший Северным флотом.

Осенью 1941 года с Кузнецовым встретился приехавший на Кольский полуостров в качестве корреспондента одной из столичных газет Константин Симонов. Позднее в книге «Разные дни войны» он вспоминал: «Командный пункт Кузнецова был устроен под землей, врезан в холм и оборудован, я бы сказал, по корабельному принципу - с отсеками, с каютами, с иллюминаторами. Чисто и уютно. Сам генерал Кузнецов был красивый мужчина, из-за своей седины казавшийся по крайней мере сорокалетним, но когда я поближе пригляделся к нему, то понял, что ему едва ли перевалило за тридцать. Он говорил с нами сдержанно, с достоинством и с той, ставшей уже традиционной для всех имеющих отношение к флоту привычкой несколько акцентировать эту свою принадлежность и подчеркивать превосходство всего морского над сухопутным. Хотя, вообще-то говоря, и сам генерал Кузнецов, и все его летчики-истребители были воспитаны на сухопутье и отличались от других здешних летчиков-истребителей главным образом тем, что ходили в морской форме. Кузнецов рассказывал нам, что в его руках объединили и истребительную авиацию, и зенитную оборону и что благодаря этому он имеет возможность более планомерно отражать воздушные атаки немцев».

В конце 1943 года Александра Алексеевича перевели на Тихоокеанский флот. В 1948–1953 годах он — начальник Главного управления Севморпути. Кузнецов возглавлял высокоширотные воздушные экспедиции «Север-2» (1948), «Север-4» (1949), «Север-5» (1950), проводившиеся в обстановке строжайшей секретности, поскольку в годы «холодной войны» Северный полюс рассматривался как стратегический центр Третьей мировой войны. В ходе этих экспедиций, выполнивших огромный объем работы по исследованию Арктики, Кузнецов лично совершил десятки вылетов на ледовую разведку, выполнял посадки на льду для организации ледовых аэродромов. Выполнил успешную посадку на Северном полюсе. В 1949 году он стал Героем Советского Союза.

В запас Александр Алексеевич ушел в 1959-м, а умер в 1966 году.