Многие северяне предпочитают покрыть расстояние от Мурманска до Питера, не делая ночевки по пути. Экономят на мотелях.
Фото: Елена КОВАЛЕНКО
Сегодня многие северяне при поездке на юг выбирают путешествие через Финляндию. Мол, и асфальт лучше, чем на федеральной трассе М-18, и сервис в придорожных кафе повыше, да и вообще ехать спокойнее. Главное, чтобы финская виза в паспорте была. «Комсомолка» решила сравнить оба маршрута.
Трассой ухабистой, но такой родной
Конечно, сегодня федеральная автодорога М-18 стала куда лучше, чем в конце 90-х годов. Тем не менее, плохих участков осталось немало, и многие автолюбители с большой неохотой двигаются в путь.
От Мурманска до Санкт-Петербурга по трассе «Кола» - 1359 км асфальтобетонного покрытия. И опасных участков на трассе достаточно: 271, 329, 350, 360, 370, 380, 416 и 620 км отличаются крутыми спусками и подъемами, 272, 281, 286, 368, 372, 381 и 430 км - не менее крутыми поворотами, а на 281, 297 и 330 км ограничена видимость. Однако есть и места, которые порадуют водителей. Так, например, от Петрозаводска до границы Карелии с Ленинградской областью лежит новенький асфальт, да и сама дорога достаточно широкая.
Несмотря на все превратности М-18, автолюбители все равно привыкли превышать скорость, особенно, когда впереди маячит желанный отдых. ГИБДД республики Карелия нашла способ, как бороться с такими лихачами.
- Инспекторы в отбойниках прячут камеры фото- и видеофиксации, - предупреждает дорожное братство недавно вернувшийся из поездки водитель Петр Коптяев (Мурмаши). - Правда, в отличие от той же Мурманской области рядом с техникой не дежурит патрульный автомобиль - дорогостоящую аппаратуру закрывают в специальных ящиках. Так что работает она практически круглосуточно.
Ненавязчивый российский сервис
Что касается заправочных станций и кафе, то опытные путешественники знают о цивилизационных дырах М-18 и берут с собой про запас канистру с топливом. Так, например, от Лоухов до Кеми - а это не много не мало 179 км - вы не найдете ни одной заправки, кафе, СТО и прочих благ современного мира - только бесконечная тундра и вьющаяся змеей через нее дорога. Более того, на этом участке не всегда ловит сеть мобильный телефон. Два года назад даже ходили слухи, что в Карелии промышляет банда любителей легкой наживы. Правда, в полиции эту информацию опровергли.
Так или иначе, по трассе «Кола» можно насчитать целых 66 заправок. Самый протяженный участок между ними, разумеется, перегон Лоухи - Кемь. Остальные находятся друг от друга на расстоянии не больше 130 км.
- Сегодня небольшое кафе есть практически на каждой АЗС. Чаще всего, это фастфуд, - продолжает инструктировать опытный автопутешественник Петр Коптяев. - Однако есть места, где уставшие путники могут подкрепиться и домашней кухней вполне сносного качества. Таких пунктов общепита на трассе М-18 немало: Пряжа, Сегежа, Кандалакша и т.д.
Несколько хуже дела обстоят с гостиницами. Если в Ленинградской области они встречаются едва ли не в каждом населенном пункте, то дальше их существенно меньше. Многие хвалят мотель «Вояж» при въезде в Кондопогу. Правда, большинство автопутешественников преодолевают 1359 км, что называется, за один присест.
В целом федеральная трасса М-18 мало кого оставляет равнодушным. Плохой асфальт, резкие повороты и крутые подъемы с лихвой компенсирует завораживающая красота Карелии и Мурманской области.
Прокладываем маршрут по соседней стране
Если вы все-таки решили отправиться в отпуск через Финляндию, то, выезжая из Мурманска, двигаетесь через Верхнетуломский на погранпереход Лотта - Рая-Йосеппи. Дорога, конечно, до границы не радует. Но смысла ехать через другой переход, Саллу, нет. Во-первых, тогда все равно придется миновать 254 километра трассы М-18, которую вы так старались объехать, а во-вторых, дорога от Алакуртти будет не намного лучше.
После пересечения границы путь надо держать на Ивало и дальше на юг до Соданкюля (Sodankyla). Затем на юго-восток до Каяани (Kajaani), оттуда до Онкамо (Onkamo). Дорога от этого городка до Лаппеэнранты идет вдоль финско-российской границы. Остается выбрать место, на каком из четырех КПП еще раз пересечь границу: Вяртсиле, Иматре - Светогорске или Нуйяма - Брусничном.
- Я уже пару раз путешествовал из Мурманска в Петербург по Финляндии, правда, мой путь лежал через Хельсинки, - делится впечатлениями от поездки мурманчанин Андрей Соколов. - Указатели в Финляндии четкие и заблудиться достаточно сложно. А пересекать границу с Россией в Торфяновке не советовал бы, тем более в темное время суток. Дорога в отвратительном состоянии, да и местные автолюбители гоняют, забывая про правила дорожного движения. Так, что мой вам совет, если ехать через этот КПП, то в светлое время суток, а значит, придется ночевать в Финляндии.
На различных форумах этот погранпереход тоже не особо хвалят из-за качества дорожного покрытия. Как, собственно говоря, и Вяртсилю - оставшееся расстояние отмечается полным отсутствием асфальта от карельской Сортавалы до Приозерска. Так что большинство автолюбителей склоняются к Брусничному и Светогорску - здесь и машин меньше, и дорогу до Выборга недавно сделали.
Блага цивилизации
Разумеется, сервис в Финляндии на высшем уровне. Проблем с заправками в этой европейской стране нет. Цены в кафе, на первый взгляд, выше, но обед вам может обойтись дешевле, чем в России.
- Я питался на заправках сети «ABC», где есть шведские столы и за 10-12 евро можно прилично пообедать, - советует Андрей. - К слову сказать, на таких заправках и топливо дешевле, и карточки российские принимают.
Что касается гостиниц, то они в Финляндии, к сожалению, не самые дешевые. За ночь в двухместном номере придется отдать не меньше 40 евро. А на форумах автолюбителей советуют останавливаться в кемпингах, а еще лучше бронировать номера заранее, тогда возможны скидки.
Еще плюс Финляндии в том, что вам удастся практически избежать амортизационных расходов. Колдобины и выбоины на финских дорогах вашей подвеске и другим деталям авто не грозят. И, возможно, даже удастся быстрее добраться до места назначения. Ведь не придется объезжать ямы и несколько километров трястись по бездорожью с черепашьей скоростью.
КСТАТИ
Прокати свою машинку на поезде
Путешествие на автомобиле можно разбавить и другими видами транспорта. Так, например, из Хельсинки в Петербург и обратно можно доплыть на пароме или доехать на поезде вместе со своим «железным конем».
За одну ночь в каюте парома пассажиру придется заплатить от 17 до 39 евро - зависит от периода навигации, дня недели и класса каюты. Провоз же легкового автомобиля обойдется еще в 20 до 95 евро - цена варьируется еще и от высоты и длины транспорта.
Из Хельсинки можно добраться до Петербурга и Москвы на поезде «Лев Толстой». Поездка до Питера обойдется от 80,14 до 350,47 евро в зависимости от класса купе. За перевозку «туда - обратно» стандартного седана, хетчбэка, кроссовера или внедорожника придется отдать 450 евро плюс еще 4 евро за резервирование места в вагоне-автомобилевозе. Но это удовольствие уже для тугого кошелька.
Полезные сайты по стране Суоми
e-finland.ru – здесь можно получить советы и рекомендации о путешествии по Финляндии на машине и о местных особенностях правил дорожного движения;
www.to-finland.ru - ресурс расскажет о всех нюансах пересечения границы и выбранных маршрутах;
tripster.ru, russian.fi, senovosti.ru - на форумах этих сайтов бывалые путешественники подскажут, где лучше заправиться, перекусить или переночевать.