Премия Рунета-2020
Мурманск
-5°
Boom metrics
Общество22 октября 2012 14:26

Портовая особая экономическая зона в Мурманской области: есть ли перспектива?

В правительстве региона говорят, что судьба решится в 2013-м
Игорь ДЕВЯТОВ

Фото: Елена КОВАЛЕНКО

Осенью 2007 года были внесены изменения в закон об особых экономических зонах, предполагающие создания таких ареалов портового типа. Сразу же заговорили о возможности появления ПОЭЗ в Заполярье, конкретно в ее столице. Прошло пять лет, а судьба портовой зоны в Мурманской области до сих пор не решена. Об ее перспективах рассказал вчера первый заместитель губернатора региона Алексей Тюкавин.

Инфраструктура за свой счет

Портовые особые экономические зоны создаются на территориях морских и речных портов, открытых для международного сообщения и захода иностранных судов, могут действовать 49 лет, располагаться на площади до 50 квадратных километров и занимать участки, которые принадлежат как государству, так и частным лицам. Это на бумаге. А как на практике? Слухи, что никакой ПОЭЗ в Заполярье не будет муссируются все активнее.

- В том что сложности с портовой особой экономической зоной существуют - не секрет. Причем существуют они не только в Мурманской области, но и во всех местах, где такие зоны создавались или планируются. Мы действительно обсуждаем с министерством транспорта и министерством экономического развития РФ дальнейшие перспективы существования ПОЭЗ в регионе. Она, как вы знаете, была создана соглашением между правительством РФ и правительством Мурманской области в 2010 году. На сегодня у нас, увы, не зарегистрировалось ни одного резидента ПОЭЗ. Мы естественно хотим понять: имеются ли перспективы их появления. В 2013 году срок действия соглашения заканчивается. И мы должны будем решить: продлевать его или нет, - отмечает Алексей Михайлович.

Ранее в числе потенциальных резидентов ПОЭЗ назывались Мурманский морской торговый порт, ОАО «Мурманский судоремонтный завод морского флота» и т.д. Почему же дело не дошло до практической части?

- Вопрос непростой. Компании подтверждают свое согласие стать резидентами ПОЭЗ, а дальше начинаются проблемы. У каждого свои. Основная масса инвесторов просто не может выполнить те требования, что существуют в законодательстве. В том числе по подготовке материалов, бизнес-планов, оценке этих бизнес-планов со стороны банков. Вторая часть резидентов выдвигает требования по созданию инфраструктуры, - рассказывает первый зам.губернатора. - Например, компания «Порт «Лавна» выдвигала одним из требований предоставление им энергетических мощностей на западном берегу Кольского залива, чтобы построить свой терминал. По условиям соглашения между федеральным и региональным правительствами, Мурманская область взяла на себя все расходы по созданию инженерной инфраструктуры. Мне трудно сегодня комментировать: на чем основывалось такое решение и как предыдущий состав правительства планировал реализовать все это за счет бюджета региона. Мы сегодня не видим источника в бюджете, который мог бы позволить сформировать инфраструктуру.

Будет инвестор - будет разговор

В 2010 году ПОЭЗ обрисовывала для региона отличные перспективы. Предполагалось, что инвестиции в Мурманскую область составят порядка 150 миллиардов рублей. К сожалению, за этой красивой сумой никакие конкретные проекты не были прописаны. Существовали лишь проспекты, перспективы, оценки. Даже границы ПОЭЗ были весьма условные. Только площадь - 3000 гектаров. Распланировать ее предполагалось под конкретных инвесторов. Резидентов не появилось, планировки, соответственно, тоже.

Тем не менее отказываться от ПОЭЗ в правительстве области не спешат. Есть она не просит, да и срок не вышел.

- Отказаться от проекта проще всего. Это сделать никогда не поздно. У нас соглашение имеется, оно действует. Мы будем пока прилагать усилия для того, что если завтра появится какой-то реальный инвестор, и он захочет стать резидентом, мы попытаемся с ним реализовать все возможности, которые ПОЭЗ предоставляет, - подчеркивает Алексей Тюкавин. - В тоже время нужно понимать, что в 2010 году, когда заключалось соглашение с правительством РФ, предусматривалось, что в ПОЭЗ войдут крупные проекты комплексного развития мурманского транспортного узла. Например, нефтяные и контейнерные терминалы. Основное их число, как вы знаете, не реализовалось. У нас есть только угольный терминал «Лавна», который намерен осуществить свой проект без этой зоны. Создавать зону под один терминал смысла нет. Даже в соглашении прописано, что в ПОЭЗ должно быть не менее 15 резидентов. Говорить сегодня однозначно: нужна зона или нет - я бы не стал. Если никаких новых идей не появится, то вопрос решится сам собой - соглашение продлевать не будем и тему закроем. Пока же возможность существует. Появятся инвесторы мы будем готовы эту идею обсуждать.