Премия Рунета-2020
Мурманск
-1°
Boom metrics
Общество30 июля 2011 9:11

Мурманский календарь: 30 июля. Фронтовое письмо мурманчанина

30 июля 1943 года лейтенант А.И. Павлов, воевавший у нас в Заполярье отправил другу письмо
Источник:kp.ru

30 июля

И вновь обратимся к событиям военных лет. В этот день 69 лет назад - 30 июля 1943 года – лейтенант А.И. Павлов, воевавший у нас в Заполярье отправил другу письмо. Процитирую.

«Здравствуй, дорогой друг Коля!

Шлю тебе свой боевой привет с далекого, но близкого по воспоминаниям, Севера…

Наконец-то нам удалось установить с тобой связь. И я очень рад этому!.. Да, Коля, я вижу, ты очень многое пережил. И если останемся живы, то будем долго помнить дни Великой Отечественной войны с проклятыми извергами, носящими имя «фашисты». С какой ненавистью мы здесь, на фронте, встречали каждое сообщение о новых злодеяниях этих нечеловеческих выродков. Да это и понятно. Мы отомстим им за все это!

Как тебе известно, вероятно, начало войны я встретил в Мурманске. Папа в это время находился в море… Лето в Мурманске в прошлом году было жаркое, и мы каждый день ходили купаться целой командой, в которую входили я, Кадников, Клава Мухортова, ее сестра, Кулаков, иногда Леша Синклинер и другие. На реке было очень весело. Купались в реке Росте. Числа 22 июля Коган, Кадников уехали из Мурманска в Ленинград, в танковую школу. Я же продолжал оставаться в Мурманске. Еще до этого 6 июля из Мурманска мама, Павлик и Тамара были эвакуированы в неизвестном мне направлении. Я остался жить один, не зная, где мои родные. В день эвакуации мамы с ребятами меня с утра не было дома (я работал инструктором по открытию бомбоубежищ при штабе МПВО Кировского района, работа бесплатная). Прихожу в 6 часов вечера, а дома никого нет. На столе лежит записка и 250 рублей, так как она больше не могла мне оставить… В общем, жил один до самого ухода в РККА…

2 августа я получаю повестку из военкомата. Необходимо явиться туда на призывную комиссию. Вместе со мной пошли Синклинер и Кулаков. Мы все трое попали в связь… В роте связи я пробыл с 8 августа по 19 августа. Затем я, Леша и Коля были переведены в седьмую учебно-стрелковую роту, где учились до 5 октября. В этой роте были почти все мои соученики по школе…

С 5 октября по 20 декабря 1941 года я учился на курсах младших лейтенантов. 20 декабря я их окончил и 22 декабря отправился на фронт. Леша Синклинер и Кулаков попали на Кандалакшское направление. Леня Лебедев еще оставался на курсах, а я попал на направление, носящее название города, в котором мы с тобой жили. Попал в 58-й стрелковый полк, в роту автоматчиков. Получил взвод. С ним работал и с ним ходил выполнять боевые задания. Больше всего приходилось ходить в разведку. 23 января впервые получил самое настоящее боевое крещение: мы ходили в наступление. Положили очень много «гансов» (так мы называем немцев). Достали двух пленных (языков). 26 декабря наша дивизия была переименована в 10-ю гвардейскую дивизию. 18-го января наш полк был награжден орденом Красного Знамени, а впоследствии переименован в 28-ой гвардейский Краснознаменный стрелковый полк. До 27 марта я имел звание младшего лейтенанта. Потом присвоили звание лейтенанта. 28 марта справил во фронтовых условиях день рождения. До 10 мая находился в роте автоматчиков, а 10 мая меня посылают на курсы усовершенствования командного состава (КУКС). Ехал через Мурманск. 13 мая побыл на квартире, встретил папу. На КУКС прибыл 15 мая, но учиться мне не пришлось из-за обмороженных ног, которые в это время сильно болели, и 30 мая я снова уехал на фронт…

Леня Лебедев служит со мной в одном полку в минометной роте. Кадников в Сталинграде, лейтенант-танкист, К. Авербург лежит в госпитале с ампутированной ногой… Ну, вот и все. Бумаги не хватает, чтобы обо всем рассказать...»

Лейтенант Павлов погиб осенью 1944 года.