Премия Рунета-2020
Мурманск
+6°
Boom metrics
Общество25 октября 2009 22:00

Неизвестные страницы войны в Мурманской области

В дни 65-летия разгрома гитлеровцев в Заполярье историки открывают все новые тайны боевых действий на Кольском полуострове. [фото]
Сергей АНДРЕЕВ

В минувший четверг в областной научной библиотеке состоялось заседание Клуба краеведов, посвященное юбилею изгнания фашистов с мурманской земли. Историки поделились новыми открытиями малоизвестных страниц борьбы с фашистами на кольской земле.

Благодаря северянам СССР стал получать помощь от союзников

Вопрос дипломатических отношений, затронувших Мурманскую область во время войны с Германией, еще ждет своих исследователей. Сейчас им плотно занялся мурманский профессор истории Алексей Киселев. Вот что он поведал о визите на кольскую землю в 1941 году министра иностранных дел британского правительства Энтони Идена. Благодаря его усилиям были установлены союзнические связи антигитлеровской коалиции во время Второй мировой войны.

- Англия - первая капиталистическая держава, которая оказала нам помощь. Это нужно не забывать, - рассказывает профессор. - И в этом прямая заслуга Энтони Идена.Черчилль, несмотря на его антикоммунистические взгляды, был прагматиком и сразу смекнул, что одолеть фашистскую Германию удастся только с помощью Советского Союза. Прежде чем заключить какие-то соглашения со Сталиным, он прислал в СССР своего представителя Энтони Идена. Добирался до Москвы он через Мурманск. и в Кольский залив прибыл на борту крейсера «Кент».

Плавание было нелегким: зима, шторма. Министр простудился. Несмотря на недомогание, он осмотрел порт - способен ли тот принимать суда союзников. До сего момента караваны из Англии шли в Архангельск. А также принял участие в параде советских войск в его честь. Командование постаралось: бойцов снабдили новенькими полушубками, начищенным оружием. Иден отметил: дескать, если все советские воины такие, то победа будет обеспечена.

- Затем дипломату нужно было добираться до Москвы, - продолжает Алексей Киселев. - Английский транспортный самолет «Дуглас» не отапливался, а Энтони Иден был простужен. К тому же летать вблизи линии фронта было небезопасно. Поэтому министра решили переправить поездом, был приготовлен специальный состав. До Москвы дипломат добрался вполне благополучно. На прикрытие спецсостава были брошены все силы разведки и авиации.

В Москве Энтони Иден встретился со Сталиным, побывал на фронте под Москвой в дни контрнаступления и увидел, что Советский Союз способен громить немцев. Выбирался из СССР дипломат тоже через Мурманск. Под Новый год Энтони Иден выступил по Би-Би-Си и рассказал, что мурманская железная дорога вполне себе действует. Он убедил англичан поставлять военные грузы по ленд-лизу, которые немало помогли советским войскам победить Германию.

Загадка ордена Ленина в серванте дома в графстве Сасекс

Найденный в начале 2009 года в старом доме в Англии советский орден привел к журналистскому расследованию, которое открыло для большинства британцев неизвестную страницу истории. Вот что описывалось в статье «Дейли мэйл», которую летом привез в Мурманск один из богатых рыбаков-семужатников. Она называется «британские герои Сталина».

Оказывается, этой почетной награды был удостоен командир подразделения летчиков, переправивших в Заполярье первые 40 самолетов «Харрикейн», на которых впоследствии сражались советские авиаторы. Двумя морскими караванами крылатые машины были переправлены в Ваенгу - грунтовый аэродром близ нынешнего Североморска. Это операция в советской историографии носит название «Бенедикт». Командовал авиаотрядом уроженец Новой Зеландии Генри Ишервуд. Около 500 подданных королевы в течение нескольких месяцев обучали советских летчиков пилотированию на «Харрикейнах».

Советское командование встретило англичан ужином с шампанским и бренди. Впрочем, больше таких «элитных» угощений им не предлагали. Зато, как вспоминают участники тех событий, нередки были вечеринки с водкой и спиртом. Однажды после особо бурной гулянки сам Ишервуд не смог встать к утру. А кормили заморских гостей одной лишь копченой семгой, икрой. Надо же, но англичан такое однообразие докучало. Страдали они и от полярной ночи и северной зимы.

Когда советские пилоты освоили самолеты, британцы покинули пределы Заполярья, оставив технику и запчасти. Вот уж злой рок, но Ишервуд погиб в 1950 году в метеоусловиях, схожих с заполярными. Во время испытания реактивного самолета попал в буран и разбился. Его супруга впоследствии повторно вышла замуж и уехала в Америку. А до нынешнего года глубоко в серванте их дома в графстве Сасекс хранился пакетик с наградами летчика. Среди них был и орден Ленина, который советское правительство вручило лишь четырем английским авиаторам. В мае наследники решили пустить реликвию с молотка, начальная цена за орден составила 30 тысяч фунтов стерлингов...

Советских военнопленных доставляли на родину через Мурманск

Миллионы советских военных попали в немецкий плен, а мирных граждан - угнаны на работы в Германию. Когда во Франции открылся второй фронт в июне 1944 года, тысячи их были освобождены союзными войсками. Наши соотечественники были заняты на работах в прифронтовой полосе. В Великобритании скопилось 10 тысяч освобожденных советских людей.

- Английское правительство не знало, что с ними делать? - рассказывает профессор истории Алексей Киселев. - Кормить их было затратно, отпускать некуда. А Сталин заявил, что к 7 ноября все освобожденные советские граждане должны оказаться на родине.

И вот всех 10 тысяч соотечественников погрузили на один теплоход и отправили морем в Мурманск. прибыли они сюда ровно 65-лет назад, в октябре. Дальше их судьба сложилась по-разному. Часто - трагически. Их погрузили в 4 эшелона и повезли в центральную Россию по железной дороге. Часть по пути сняли органы СМЕРШа, часть выгрузили в фильтрационный лагерь в Зашейке, остальных, в основном женщин и детей, доставили в лагеря для перемещенных лиц под Ленинград и Прибалтику. Многие, кто с надеждой и тоской по родине возвращался в родные края, попали уже в советские лагеря.

В Полярном базировались 5 английских субмарин

С установлением сотрудничества Великобритании и СССР в войне против Германии в штабе королевских ВМС решили использовать северные военно-морские базы Советского Союза для базирования английских субмарин, которые должны были сражаться в Северной Атлантике и Арктике против немецкого флота.

- В августе 1941 года в Полярный прибыли первые две подводные лодки: «Тигрис» и «Трайдент», - рассказывает старший научный сотрудник Военно-морского музея Северного флота Алевтина Кривенко. - Англичанам выделили отдельное здание. А когда те попросили добавить в рацион овощей и фруктов, командующий Северным флотом адмирал Арсений Головко заявил: будете питаться тем же, чем и моряки-североморцы.Уже через несколько дней лодки ушли в боевое патрулирование. Вскоре случилась и самая результативная атака этих английских подводников на коммуникации противника. «Трайдент» внедрилась в заграждение эскорта из миноносцев и тральщиков и открыла огонь по двум самым большим торговым судам. В ответ немецкие миноносцы атаковали «Трайдент», сбросив на нее 56 глубинных бомб, но подлодка получила лишь незначительные повреждения.

Офицеры советского подводного флота попросили объяснить детали рейда подлодки. В результате для русского персонала был организован цикл лекций по тактике боя с демонстрацией приемов. Больше английским субмаринам так не везло. Вскоре их сменила еще одна пара британских подводных лодок, которая сумела потопить несколько судов противника. В январе 1942 года прибыла пятая субмарина, но ее через несколько дней отозвали, так как в Норвегию перебазировался немецкий линкор «Тирпиц». Больше английские подводные лодки не гостили в советских военно-морских базах, лишь изредка заходили пополнить запасы горючего и воды.